Профессионалы советуют

Стратегии лечения плоскостопия у детей

Выявить плоскостопие у детей достаточно несложно. Это возможно при визуальном осмотре - если ступни вашего ребенка значительно выворачиваются в положении стоя или в процессе ходьбы. Кроме того, вы можете заметить следы характерного износа на внутренней стороне детской обуви.

Дети с плоскостопием, зачастую, изначально классифицированы как ходячие на носках, имеющие гипотонию. Когда ребенок стоит, можно заметить, что вся его стопа соприкасается с несущей поверхностью при отсутствии внутреннего (медиального) свода. Стопа также может выворачиваться, увеличивая вес на медиальной стороне и делая ее еще более плоской. Оценивая походку этого ребенка, можно услышать характерный “шлепок ногой”, обозначающий

отсутствие контроля по сравнению с более типичным типом походки (когда вес переносится с пяток на пальцы ног).

Дети с плоскостопием испытывают перепронацию или чрезмерную пронацию, которая относится к типу, при котором стопа слишком сильно смещается в

медиальном направлении, в результате чего вес тела неравномерно распределяется по плюсне и вызывает чрезмерную нагрузку на лодыжку, колено и бедро. Так, так опорно-двигательный аппарат ребенка становится неспособным поглощать удары, что приводит к неправильному выравниванию нижних конечностей и потенциальным проблемам с ортопедией в будущем.

Важно отметить, что у большинства детей появляется гибкое плоскостопие на ранних этапах процесса обучения ходьбе. Со временем у большинства детей развивается мускулатура их собственной стопы и подошвенного свода. Вмешательство не требуется, если это проявление иным образом не влияет на функцию.

Рассмотрим несколько интересных идей лечения, способствующих развитию мышц свода стопы, выравниванию нижних конечностей, плавности походки ипредотвращению любых потенциальных долгосрочных проблем с опорно-двигательным аппаратом.

Все упражнения следует выполнять босиком, без носков или обуви, чтобы стимулировать активизацию внутренних мышц стопы. Ребенок должен воспринимать как тактильную, так и проприоцептивную информацию через ступни.

  • Упражнение "Каток" – ребенок катает вперед-назад мяч, скалку или бутылку. Упражнение выполняется сначала одной, затем другой ногой.
  • Упражнение "Разбойник" – ребенок сидит на полу с согнутыми ногами. Пятки плотно прижаты к полу и не отрываются от него в течение всего периода выполнения упражнения. Движениями пальцев ноги он старается подтащить под пятку разложенное на полу полотенце (или салфетку), на котором лежит какой-нибудь груз (например, камень). Упражнение выполняется сначала одной, затем другой ногой.
  • Упражнение "Маляр" – ребенок, сидя на полу с вытянутыми ногами, колени выпрямлены, большим пальцем одной ноги проводит по подъему другой ноги по направлению от большого пальца к колену. "Поглаживание" повторяется 3-4 раза. Упражнение выполняется сначала одной, затем другой ногой.
  • Упражнение "Сборщик" – ребенок, сидя на полу с согнутыми коленями, собирает пальцами одной ноги различные мелкие предметы, разложенные на полу (игрушки, прищепки для белья, ёлочные шишки и др.), и складывает в кучки. Другой ногой он повторяет то же самое. Затем без помощи рук перекладывает предметы из одной кучки в другую. Следует не допускать падение предметов при переносе.
  • Упражнение "Художник" – ребенок карандашом, зажатым пальцами ноги, рисует на листе бумаги различные фигуры, придерживая лист другой ногой. Упражнение выполняется сначала одной, затем другой ногой.
  • Упражнение "Гусеница" – ребенок сидит на полу с согнутыми коленями, пятки прижаты к полу. Сгибая пальцы ног, он подтягивает пятку вперед к пальцам,затем пальцы снова распрямляются и движение повторяется (имитация движения гусеницы). Передвижение пятки вперед засчет сгибания и выпрямления пальцев ног продолжается до тех пор, пока пальцы могут касаться пола. Упражнение выполняется обоими ногами одновременно.
  • Упражнение "Кораблик" – ребенок, сидя на полу с согнутыми коленями и прижимая подошвы ног друг к другу» постепенно старается выпрямить колени до тех пор, пока пальцы и пятки ног могут быть прижаты друг к другу (старается придать ступням форму кораблика).

Поскольку обувь является важным элементом профилактики и лечения плоскостопия у детей необходимо учитывать ряд правил при выборе детской ортопедической обуви:

1. Жесткая закрытая пятка. (При плоско-вальгусных стопах необходимо постоянное ношение такой обуви). Если разделить детскую стопу на три отдела, то наиболее важными отделами, требующими поддержки, будут являться: пяточная часть и средняя треть стопы.

В связи с этим при подборе детской обуви необходимо не только наличие закрытой пятки, но и боковых стенок средней трети отдела стопы. ( Если у ребенка диагноз плоско-вальгусные стопы(ПВС), то указанные параметры нужно обязательно использовать при ношении обуви даже летом в очень теплую погоду)

2. Высота обуви(берца)- 2 см выше лодыжек (¾). Высота берца обуви для правильного развития стопы и голеностопа у детей при лечении и профилактике плоскостопия не должна изолировать голеностопный сустав от работы (за исключением врожденных форм плоскостопия и сильно выраженных деформаций)

3. Каблучок 2-2,5 см с удлинённой внутренней гранью — каблук Томаса. Нарощенная внутренняя грань каблука препятствует завалу стопы внутрь, а также приведению стопы внутрь(косолапости).

4. Мягкая эластичная подошва - обувь должна сохранять тенденцию к движению стопы. Чем мягче подошва, тем больше сохраняется возможностей для работы мышц стопы.

5. Две-три липучки позволяют быстро и эффективно зафиксировать обувь на стопе.

6. Гладкая внутренняя поверхность подошвы - отсутствие стельки и супинатора в обуви. Правильный подход к подбору ортопедической обуви включает в себя подбор и изготовление индивидуальной профессиональной ортопедической стельки, и постановку её в обувь с указанными выше параметрами.

Спортивный клуб «О2»

www.o2sport.ru

8(495)9656165

Адрес: Москва, ул. 11-я Парковая, д. 24

Источники

● https://blog.dinopt.com/flat-feet-you-say/

● https://biomedical-engineering-online.biomedcentral.com/articles/10.1186/s12 938-022-01021-7